Публикации
BIS-КОММЕНТАРИЙ: Банк-как-сервис

Комментарий к статье Сергея Пазизина (ВТБ) "Путь регулятора… в облаках" 

Кредитные организации РФ видят серьезные преимущества переноса ИТ-инфраструктуры на облачную платформу и начинают делать шаги в этом направлении. Малые и средние банки ищут в переносе банковских сервисов в облака снижение своих операционных расходов. Крупные банки чаще идут по пути построения собственных корпоративных облаков, тем самым снижая свои риски за счет более высоких издержек на поддержание инфраструктуры. Однако даже они ищут снижения расходов за счет переноса части своих услуг на плечи внешних операторов.

Операторы, уже имеющие созданную инфраструктуру и развитую систему ее поддержки и сопровождения, заинтересованы в более эффективном способе ее использования и частичном возврате вложенных инвестиций. В том числе и за счет предоставления инфраструктуры в виде сервиса.

Однако представляется, что «инфраструктура-как-сервис» мало интересна малым и средним банкам по причине того, что издержки на содержание собственной службы ИТ, вынужденной переносить в арендованное облако свои приложения, остаются относительно высокими. Им скорее была бы интересна услуга «Банк-как-сервис», по сути предоставляющая под ключ весь набор типизированных банковских приложений. Переложив на плечи оператора вопросы поддержания и развития инфраструктуры, а также техническую поддержку и сопровождение прикладных банковских систем, кредитные организации могут сосредоточить усилия на совершенствовании предоставляемых бизнес-услуг.

Бизнес развивается очень динамично. И не все банковские задачи можно типизировать. Однако, ориентируясь на мелкие и средние банки, оператор услуг «Банк-как-сервис» быстрее и дешевле реализует нестандартную финтех услугу, чем то же самое сделает небольшой банк, опираясь лишь на собственные ИТ-ресурсы.

Наметившийся мировой тренд по оказанию услуг «Банк-как-сервис» подтверждается появлением таких организаций, как: The Bancorp, Fidor, OCBC Bank и пр.

В российских условиях инфраструктурой, достаточной для размещения подобного сервиса, обладают операторы связи, имеющие помимо развитой аппаратной части еще и каналы, что в случае с финансовыми технологиями может стать определяющим. Выступив в консорциуме с разработчиками прикладного банковского ПО, они могут предложить рынку законченную услугу «Банк-как-сервис», не уступающую по своим характеристикам прикладным банковским системам крупных банков.

Однако в этом вопросе ключевую роль будет играть мнение Банка России, как регулятора в данной области. Вынос в облако всей банковской инфраструктуры связан с обеспечением информационной безопасности, а также юридическими аспектами предоставления услуг ИБ в облаках.

Наличие явных преимуществ в виде централизованной банковской отчетности, сокращения издержек на аудит кредитных организаций, использующих облачную инфраструктуру для оказания банковских услуг, позволяют предполагать заинтересованность Банка России в нормативном регулировании данной деятельности.

Тренд на использование облачных инфраструктур в финансовой отрасли может видоизменяться с течением времени, однако необходимость регулирования предоставления безопасных услуг в облаках останется неизменной на ближайшие годы. Наличие нормативной базы, регулирующей использование облачных финансовых приложений будет не только ограничивать кредитные организации в предоставлении финансовых сервисов небезопасным способом, но и стимулировать их к расширению спектра предоставляемых услуг, вынесенных в облако. Поскольку отсутствие регулируемости рынка создает для него риски, а наличие правил их снижает.

Исходя из этого наличие нормативных документов, регулирующих обеспечение ИБ в облачной инфраструктуре при предоставлении банковских услуг было бы серьёзным вкладом регулятора в развитие кредитно-финансовой сферы.